Как приучить ребенка к горшку. Рекомендации психолога, педиатра и мамы

Платону 2 года. Попытки приучения к горшку начались еще до года – обеими бабушками. Так как мы с мужем, по их словам, демонстрировали успехи, начиная с 7-ми месяцев. Я относилась к этому скептически, но и не была против. В итоге малыша успешно все лето высаживали над тазиком или унитазом. Это действительно было удобно! Но в конце лета ребенок запротестовал, стал выгибаться дугой и обучение на время прекратилось.

«Физиологично начинать высаживать ребенка после 6-12-18 месяцев. Ранее попытки часто заканчиваются поражением. Привычка осуществлять физиологические оправления полностью формируется в 24-36 месяцев», — рассказывает Татьяна Лазоренко, врач-педиатр 2 категории сети «Добробут».

При этом врач подчеркивает, что каждый ребенок – это личность с собственным потенциалом и возможностями. Поэтому родители сами должны оценивать возможности крохи и определять удачное время для приучения малыша к горшку.

 

По мнению детского, семейного и перинатального психолога, кандидата психологических наук Анастасии Голоты, ребенок дозревает к контролю позывов в туалет в возрасте 1,5-2 лет.

 

«Это усредненный возраст «горшковой зрелости». Бывают детки, которые дозревают раньше или позже, но от педагогических способностей родителей это мало зависит»,- отмечает Анастасия.

 

Как же понять, что малыш готов?

Врач советует обратить внимание на эти признаки:

  1. Cухие подгузники.

Ребенок может проходить час или больше, не обмочившись. Это указывает на то, что он начинает контролировать мочевой пузырь в течение более длительных периодов времени. Еще один признак — ребенок выделяет больше мочи за один раз.

  1. Прогнозируемые дефекации.

У ребенка регулярный, хорошо сформированный стул, появился определенный режим. Количество дефекаций ночью сокращается.

  1. Осознание туалетных привычек.

 Если ребенок очень экспрессивно рассказывает о «ка-ка» или «пи-пи» или кряхтит и приседает, это указывает на то, что можно начинать приучение к горшку. Ребенок также может быть застенчивым и хотеть остаться наедине во время испражнения — это еще один знак, что он готов.

  1. Дискомфорт от подгузников.

Малыш может испытывать дискомфорт от мокрых подгузников. Он или выражает недовольство, или дергает подгузник, или может попытаться его снять самостоятельно.

  1. Интерес в отношении других людей, которые пользуются туалетом.

Ребенок может проявлять интерес к вашим туалетным привычкам. Если он смотрит или задает вопрос, это означает, что она хочет попробовать и сам.

Ребенок дозревает к контролю позывов в туалет не ранее 1,5-2 лет.

Eсли вы думаете, что ребенок, не приученный в 2 года к горшку – это приговор, не стоит отчаиваться! Многие читатели Realmama.com.ua пишут о том, что их дети успешно освоили горшок в 2,5-3 года. Ориентируйтесь на своего малыша, не стоит спешить только потому, что «надо».

«В идеале, ребенка можно вообще не приучать. Дождавшись признаков физиологической зрелости к горшку, родители могут купить горшок (даже совместно с ребенком) и показать, для чего он нужен. Как бы вы ни старались и во сколько бы не начали этот процесс, ребенок пойдет на горшок лишь тогда, когда дозреет. И процесс может занять несколько лет, если начать до того, как созреет ребенок, а может – пару дней, в случае, если малыш уже готов физиологически», — рассказывает психолог.

Считается, что ребёнок сам ходит на горшок, когда:

  • сам идет в помещение, где находится горшок;
  • сам снимает штанишки, чтобы сесть на горшок;
  •  подает сигнал о том, что хочет в туалет словами либо жестами;
  • может удержать позыв — между моментом, когда он сообщает о своем желании пойти в туалет и непосредственно действием проходит больше 1 минуты.

«Если мама «подлавливает» ребенка и усаживает, то это не он ходит на горшок, а мама его «ходит». И горшок за ним ходит», — считает Анастасия.

«Ничего критического, конечно, нет в том, чтобы высаживать хоть с рождения. Но это не про ребенка, это про маму. Физиологически удержать позыв ребенок способен не ранее года», — отмечает психолог.

 Приучаем к горшку: рекомендации специалистов.

Для начала, найдите для горшка место в пределах видимости и досягаемости, например, на полу в детской комнате. Пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, зачем он нужен.

Горшок должен находиться в пределах видимости и досягаемости ребенка

У нас горшок стоит в коридоре, могу иногда поднести. В самом начале приучения я подносила горшок во время процесса. Теперь сын бежит к нему сам – но пока еще через раз. Процесс приучения у нас пока только в самом начале…

Способы облегчить приучение к горшку:

  1. Пусть ребёнок видит как в туалет ходите вы — взрослые. Ведущий способ обучения детей раннего возраста — подражание, а не дрессура.
  2. Поощряйте естественный интерес, а не заставляйте.
  3. Помогайте ребенку лучше понимать свое тело. Уважайте его чувство голода и сытости. Интересуйтесь его потребностями «ты хочешь пить/есть/в туалет?», а не просто совершайте действия над ним, лишая его возможности быть субъектом собственного тела.
  4. Не превращайте процесс в болезнь, смысл жизни или проблему века. Чем больше у мамы внимания и энергии на этом процессе, чем проблематичнее эта сфера для родителей, тем вероятней, что проблемной она станет и у ребёнка.

Наказание и похвала.

Одна из читательниц написала, что шлепает малыша за «промахи».

Почему физические наказания и шлепки недопустимы, читайте тут

«Главное правило, которое следует обязательно соблюдать: ни в коем случае не ругайте кроху за то, что у него пока что-то не получается, и не пытайтесь форсировать события», — предостерегает педиатр.

С врачом солидарна и психолог.

«Такие действия недопустимы. Важно понимать, что ребенок не делает это специально, особенно, если речь о возрасте до 3 лет, хоть родителям может казаться обратное. А наказание вообще не должно применяться в ситуациях, когда ребенок совершает что-то не по своей воле. Угрозы, запугивания, наказания лишь затянут процесс освоения малышом нового навыка, а также могут привести к крайне нежелательным последствиям в будущем в отношении собственного тела у ребенка. Если его ругают за физиологический акт своего тела, то может сформироваться связка «мое тело плохое — я плохой», — предупреждает Анастасия.

С похвалой также следует быть аккуратными.

«Процесс испражнения для ребенка приносит естественное удовольствие. Не нужно лишать его этого всякими искусственными стимуляторами в виде подарков и аплодисментов. Вы можете показать свою искреннюю радость, подчеркнуть, что это малыш проделал сам и вот как здорово он теперь умеет, но акцентировать внимание на том, что он «молодец» не нужно», — рекомендует специалист.

Не стоит ругать или усиленно хвалить малыша за поход на горшок.

Метод «мокрых трусиков».

 Многие мамы пробуют одевать малышам трусики и не менять их после мочеиспускания. Таким образом через дискомфорт малыш якобы понимает, что нужно ходить на горшок.

«Я не рекомендую использование «метода мокрых трусиков», чтобы не сформировать у ребенка негативного восприятия самого процесса», — говорит педиатр.

С точки зрения психологии, этот метод не вреден. Если только родители не используют это как наказание.

«В ребенке заложена естественная брезгливость к мокрым или грязным трусикам, ведь это вопрос гигиены, а следовательно – здоровья. Поэтому, если какое-то время практиковать метод «мокрых трусиков», чтобы убедиться, что малыш уже ощущает дискомфорт от этого, то это очень даже неплохо», — считает психолог.

Я пробовала этот метод, но нам он не подошел.

Тренировочные трусики.

Альтернатива методу «мокрых трусиков» — специальные тренировочные трусики.

Тренировочные трусики напоминают многоразовые подгузники — сверху они обычно имеют тканевый слой, а внутри оснащены влагосдерживающим элементом.

Суть такого приспособления в том, что когда ребенок в очередной раз захочет в туалет, то он просто «сходит» в трусики, как он привык делать до этого. Однако особая конструкция не впитает жидкость полностью, а оставит малышу влажный дискомфорт, не пропуская при этом стул наружу.

Таким образом, малышу становится неприятно, он уже не чувствует прежней сухости после опорожнения, а потому сразу жалуется родителям. Постепенно, связав позывы к опорожнению из возникающих после дискомфортом, ребенок начинает заранее проситься на горшок.

Тренировочные трусики внутри и снаружи.

Плюс этого изобретения – чистота в доме.

«Тренировочные трусики это вопрос удобства мамы, а не ребенка. Для сухих диванов и ковров – это эффективно. Для ускорения обучению горшочной науки – малоэффективно, если не сказать, что не эффективно вовсе», — считает психолог.

Мы пока не используем такие трусики и обходимся обычными.

Выбираем горшок.

 Пищащие, музыкальные, со светодиодами – каких только горшков только не придумали! Но нужно ли гоняться за технологиями при выборе горшка?

 «Горшок должен быть удобным для ребенка и родителей. И все. Он не должен быть красивым, интерактивным или брендовым. Это всего лишь туалет для малыша. И чем меньше родители будут наделять его каким-то сакральным значением, тем гарантированно легче пройдет процесс обучения новому навыку», — уверена Анастасия.

 

«Избегайте горшков-игрушек — музыкальных, с планшетами и т. д. Такие изобретения человеческой мысли никак не направлены на то, чтобы у малыша сформировался интерес к контролю своего тела, а лишь будут способствовать тому, что ваш сын или дочка будут воспринимать горшок как игрушку», — предостерегает психолог.

Наш горшок Икеа со сьемной частью. Довольно удобный!

А, может, сразу унитаз?

 У меня есть подруга, дети которой миновали приучение к горшку и сразу стали проситься на унитаз со специальной накладкой. Я тоже думала над таким вариантом, но все же решила начать с горшка.

«Сначала лучше начинать учить ребенка ходить на горшок. Приучать к унитазу лучше в более старшем возрасте. Ранее трех лет пробовать не стоит. Готовность ребенка к фарфоровому трону проверяется так: он должен уметь самостоятельно подниматься вверх по лестнице и уверенно сидеть без поддержки», — рассказывает Татьяна.

 

«Малышу, безусловно, начинать легче с горшка. Добежать до него, снять трусики и сесть куда проще, чем добежать, подвинуть стульчик, опустить детскую сидушку и сесть», — солидарна Анастасия.

Мультики как метод приучения к горшку

Признаюсь, я ставила пару раз мультик «Малышарики», серия про горшок (130, «Няни»). Делала это, когда малыш капризничал в машине – раз уж ставить мультик, так с пользой.

Однако специалисты вообще не рекомендуют просмотр мультиков детьми до трех лет. Почему – читайте здесь.

Это относится и к обучающим мультикам.

«Способность ходить на горшок – это не вопрос просто умения или понимания, как и куда это делать. Это вопрос физиологической зрелости, способности мозга и нервной системы подавать сигнал о потребности к испражнению, осознание и умение сдержать этот позыв. Мультик ну никак не сможет поспособствовать развитию этой готовности», — добавляет психолог.

Что делать, если ребёнок категорически не хочет садиться на горшок?

Просто оставьте эту затею на месяц-другой! Подождите, пока желание ребенка пойти на горшок станет сильнее желание родителя.

Если ребенок игнорирует горшок, просто отложите приучение на месяц-другой.

Чего делать точно не стоит:

  1. Наказывать и стыдить.
  2. Удерживать силой и хитростью на горшке, пока ребёнок не сделает свои дела.
  3. Покупать интерактивные горшки.
  4. Устраивать из похода на горшок событие дня.

Когда стоит обратиться к врачу?

Крайне сложно определить ту тонкую грань, когда многократные пописы превращаются в болезнь.

«Если родители заметили слишком частое мочеиспускание ребенка днем или ночное непроизвольное мочеиспускание сохраняется после 3 лет, это может говорить о патологии. Под маской энуреза скрываются многие урологические проблемы: врожденные аномалии развития мочеполовых путей, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, функциональные нарушения мочеиспускания. Поэтому если у ребенка, несмотря на все попытки приучить его к горшку, сохраняется неконтролируемое мочеиспускание (днем после 3-летнего возраста, ночью — после 5-летнего), желательно обратиться к врачу», — рекомендует педиатр.

Проблема нарушения мочеиспускания находится на стыке урологии и неврологии, и многие родители не знают, какому специалисту нужно показать малыша.

«Обследование необходимо начать с уролога, который проведет непосредственный осмотр наружных половых органов у мальчиков. Это позволит исключить такие заболевания, как фимоз, баланопостит, водянка оболочек яичка, неопущенные яички (крипторхизм). У девочек первичный внешний осмотр также может провести уролог. Если у него появятся подозрения на патологию развития мочевыводящей системы, малышку направят на прием к детскому гинекологу», — рассказывает врач.

Также уролог назначит стандартные обследования: общий анализ мочи, УЗИ почек и мочевого пузыря с определением количества остаточной мочи. Если в результате урологическая патология не обнаружится, необходимо будет показать ребенка детскому неврологу.

Подводя итоги

«Пользоваться туалетом — такой же навык, как умение ползать, держать в руке предмет, ходить или разговаривать. И рано или поздно все дети учатся этому. Главное для родителей — вести себя грамотно и уверенно. Именно от этого зависит, насколько гладко и безболезненно для всех пройдет данный процесс», — уверена педиатр.

Рано или поздно все дети осваивают горшок. Потому не стоит переживать!

«Сфера приучения к горшку тесно связана с интимно-сексуальной, поэтому в этом деле очень аккуратно нужно все делать, постепенно и ждать готовности Все, что связано с телом ребёнка- это про интимные границы, про ощущение себя и своих потребностей, про удовольствие от процессов, которые с ним происходят (или неудовольствие). Если ребенку внушить стыд или вину за физиологию, то это отчуждает его от своего тела, понимания его потребностей, радость от своего физического «я». Ну а сексуальность начинается со здорового отношения к своему телу», — отмечает психолог.

Потому родители, не стоит торопить события! Вы точно не пропустите момент, когда малыш будет готов. А вот поспешить и натворить ненужных вещей можно очень запросто.

Читайте также:

Развиваем речь ребенка. Советы от логопеда и психолога

Раннее развитие. Как гармонично развивать ребенка, не навредив!

Пару слов о том, что делала в своей жизни каждая мать