«Понюхайте, как пахнет детский сад». Выбор детского сада: рекомендации психолога

Мы встречаемся с детским и семейным психологом, в прошлом – директором частного детского сада Татьяной Степановой у нее дома для того, чтобы провести прямой эфир в моем Инстаграм на тему «Адаптация ребенка в детском саду». Атмосфера располагает к дружеской беседе: на столе стоят всевозможные пирожные и чай, а вокруг моих ног вьются две кошки и собака, которых Татьяна спасла от смерти на улице.

 

Татьяна излучает невероятную любовь к детям и животным 

Лучше в 3, но решать маме или оптимальный возраст для сада

Самый популярный вопрос – о возрасте, с которого малыша можно отдавать в детский сад.

«Вопрос о возрасте достаточно неоднозначен. Если следовать детской психологии – это 3 года, когда ребенок готов сепарироваться от мамы», — рекомендует Татьяна.

Если речь идет о более раннем возрасте, то поступление ребенка в сад остается на усмотрение родителей.

«Важно учитывать психологические особенности ребенка. Нужно смотреть на ситуацию в семье и то, насколько ребенок нуждается в обществе детей, как он умеет общаться со взрослыми», — объясняет психолог.

 

«Если мама понимает, что ей нужно несколько часов на себя или для работы, а адаптация ребенка будет проходить нормально, то можно отдавать малыша в том возрасте, в котором мама хотела бы это сделать», — говорит Татьяна.

Важно знать, что дети до двух лет – асоциальны.

«Они могут играть рядом, но редко играют вместе. Большинство детей двух лет не нуждается в обществе себе подобных».

 

«Допустимую границу возраста назвать сложно, но на мой взгляд, это не должен быть год. Из моего опыта работы в частном детском саду, это два года, предельно — 1.8. Если ребенок уже ходил на какие-то развивающие занятия, если вы видели, как он общается с детками, насколько он адаптируется в чужой среде, насколько он отпускает маму – это будет плюсом», — отмечает психолог.

Татьяна с воспитанниками

Мягкая адаптация – как это происходит?

По словам Татьяны, в хорошем садике с вами обязательно проговорят программу адаптации.

«Адаптация – это индивидуальный процесс для каждого ребенка, потому что дети — это маленькие люди, у каждого свой темперамент и особенности».

Но если давать общую схему, по словам психолога, она выглядит так:

  1. Приходим с ребенком на групповую прогулку.
  2. Затем присоединяем режимный момент. Это может быть завтрак или занятия.
  3. Если адаптация проходит нормально, добавляем по несколько часов в день.

Обязательно поговорите с малышом о том, что он сегодня проделает в садике и когда за ним придет мама или папа.

Как правильно прощаться с ребенком и почему слезы мамы – под запретом

Кстати, о прощаниях…

Когда уходит папа и Платон это видит, начинается истерика, и его надо срочно чем-то отвлекать. На мои уходы он почему-то так не реагирует. Когда-то он реагировал так и когда я уходила. А сейчас он спокойно машет мне «пока». Но когда мы ходили на развивающие занятия, я выходила за дверь и если он это замечал, то начинал плакать.

«Видимо, с папой он реже видится. Поэтому уход папы вызывает у него больше грусти, нежели уход мамы», — предполагает Татьяна.

Можно начать знакомство с садиком с прогулки, а затем добавить обед

Психолог советует:

1. Подключить ритуалы.

«Очень хорошо сделать прощание ритуальным. Это может быть «пока-пока», воздушные поцелуи. Но это точно не должно быть бегством мамы без предупреждения ребенка».

2.Быть честными и последовательными.

«Ребенку нужно четко сказать «Я ухожу и приду тогда-то». Определить ему это «когда», чтобы он мог понимать. «Тогда, когда ты покушаешь, поспишь, поиграешь с детьми, я за тобой приду». Но ребенок должен хотя бы приблизительно ориентироваться, когда наступит это «приду».

3. Не показывать, что вы – расстроены.

«Это точно не должны быть мамины слезы. Как бы грустно не было маме уходить, она точно не должна плакать вместе с ребенком. Потому что если мама плачет, то ребенок понимает что его отдают в какое-то очень злое место. Пусть у вас внутри будет море слез, вы выйдите, зайдите за угол и плачьте. Но при ребенке это должна быть доброжелательная улыбка. Не фальшивая радость, ребенок считывает ваши чувства, у него есть такие же зеркальные нейроны как и у вас. Но это должно быть оптимистичное прощание. С ребенком нужно обязательно обняться, напитать его телесностью. Обнялись, хлопнули по ладошке, «приду тогда-то» и ушли. Все остальные ваши эмоции за воротами детского сада.

 

«Лучше, когда ребенка отводит в детский сад бабушка, дедушка, папа, но не мама, за которой он плачет, или наоборот, если ребенок больше плачет за папой, то мама», — отмечает Татьяна.

Государственный или частный? Выбираем сад

По словам Татьяны, нельзя однозначно сказать, какой сад лучше. Все зависит от того, как организована работа.

«Если вам рекомендуют сад, обязательно спросите, почему и соотнесите ваши ценности», — рекомендует психолог.

 

«Если для вас важно качество питания, программ, вы не хотите, чтобы ребенок занимался по стандартной программе, утвержденной Министерством Образования Украины, тогда вам стоит поискать частный сад, который работает по своим программам. Нужно тщательно вникнуть в эти программы и понять, насколько они будут трамплином к той школе или системе образования, которую вы выбрали для ребенка».

 

«Из моего опыта, поскольку я участвовала в организации работы частного сада, это было на порядок выше, чем государственные сады, которые я видела. Для меня, как для матери двоих детей, важно, чтобы к ребенку относились как к человеку. Идея, которая лежит в основе государственного сада, не всегда базируется именно на этом. Все-таки у нас в государственных садах очень много осталось от советского отношения к детям. Когда ребенок винтик, механизма, и то, чему его должны научить — это слушаться и читать стихи. Для меня это не те компетенции, которые пригодятся ребенку в жизни.

 

Для меня очень важно отношение к ребенку как к личности и развитие эмоционального интеллекта маленького человека», — рассуждает психолог.

Татьяна Степанова: «Для меня очень важно отношение к ребенку как к личности». 

На что надо обратить внимание при выборе сада

Татьяна рекомендует обратить внимание на человеческое отношение, открытость сада.

«Вас пускают абсолютно в любое помещение, с вами готов пообщаться любой сотрудник, в котором вы заинтересованы, будь то директор или педагог. Отношение к вашему ребенку и к вам – уважительное. Посмотрите на то, как выглядят и ведут себя дети:

  1. Если проходит занятие, посмотрите как оно проходит: дети сидят, сложив ручки за партой или активно движутся? Стоит гробовая тишина или детям разрешается проявлять себя?
  2. Посмотрите на педагогов.
  3. Уютно ли вам в этом месте, хочется ли вам там быть? Понюхайте, как пахнет детский сад, потому что если детский сад пахнет плохой школьной столовой, понятно, что хорошо кормить здесь вашего ребенка не будут. Зайдите в туалет, в спальню, посмотрите на одеяла и подушки, есть ли увлажнители, посмотрите на санитарные условия.
  4. Ориентируйтесь на интуицию. Если вы понимаете, что вам там плохо, то вашему ребенку тоже будет плохо».

Какие вопросы нужно задать воспитателю?

К сожалению, не всегда удается пообщаться с воспитателем один на один. Потому Татьяна рекомендует понаблюдать за тем, как он общается с детьми, например, на прогулке или во время занятия.

Обратите внимание на:

  • тембр голоса
  • движения
  • как воспитатель решает конфликты среди детей

«Вопрос «Любите ли вы детей?» наивен. Любой педагог скажет вам «Да, конечно, обожаю». Вопрос « Сколько лет вы здесь работаете?» ни о чем не говорит, вопрос «Какое у вас образование?» ни о чем не говорит. Просто поговорите, представьтесь, скажите что вы – мама и очень волнуетесь. Если его слова придутся вам по душе, если вы почувствуете сопереживание, то этот человек точно так же поддержит и вашего ребенка. Если он скажет какие-то казенные стандартные слова, он так же не отреагирует и на проблемы малыша», — предупреждает психолог.

Готовим малыша к садику

Перед тем, как отдать малыша в сад, важно проработать несколько моментов.

  1. Ребенок должен обладать своеобразной сигнальной системой — уметь говорить, показывать.
  2. Играйте вместе в детский сад, чтобы проиграть основные моменты в садике, чтобы он не боялся об этом говорить, чтобы у него было понимание, что ждет его в добром детском саду.
  3. Чаще гуляйте с ребенком в разных местах. Важно взаимодействие с коллективом, с разными детьми. Оставьте его в детской комнате, посмотрите как он себя ведет.
  4. Приучите малыша к режиму, как в детском саду.
  5. Научите вашего ребенка засыпать самостоятельно, если он этого не делал раньше. То же относится и к приемам пищи и горшку.

«Важно помнить, первый этап адаптации — это решение родителей отдать ребенка в детский сад. Определите для себя четкие причины, почему вы отдаете ребенка в детский сад, что полезного в этом для вас и малыша? И вспоминайте об этом, когда будете готовы передумать. Если причины веские, вы все равно к ним придете и рано или поздно отдадите ребенка в садик. А малышу придется заново адаптироваться, да и вам тоже. Поэтому начните адаптацию с себя, договоритесь обязательно с мужем, чтобы у вас не было разногласий, договоритесь с родственниками, кто сможет вам помогать», — рекомендует психолог.

Эфир будет доступен в записи на моем канале Youtube через некоторое время.

Не пропустите вторую часть статьи, где мы обсудим с психологом, в каких случаях нужно менять сад, в каких случаях нужна няня и что в поведении малыша должно насторожить родителей.

ВИДЕО ЭФИРА