«Ему уже год, а он не ходит на горшок!». «А ты в его возрасте уже знала буквы!», «Как, он еще не разговаривает? А Саша в 1,5 года уже на английском стишки рассказывал!». Наверняка каждого родителя время от времени смущали эти фразы. И когда даже врачи стали говорить о том, что ребенок уже должен собирать пирамидку и имитировать звуки животных в 1,5 года, я серьезно задумалась над темой раннего детского развития. И отвела Платона на его первый урок.
Что из этого вышло, расскажу дальше.
Ранее развитие – что это означает?
Многие родители любят обсуждать, что уже умеют делать их дети. Если вы услышали о чем-то, что умеет делать другой ребенок, а ваш в этом возрасте пасет задних – отчаиваться не стоит!
«Малыш ничего и никому не должен. Родители, которые это поняли, имеют все шансы вырастить самодостаточного и уверенного в себе человека. Термин «раннее развитие» предполагает возможности гордо продемонстрировать своего малыша друзьям и знакомым», — иронизирует Татьяна Степанова, детский, семейный, перинатальный психолог, клуб «Подольский».
«До недавнего времени под ранним развитием подразумевалось преимущественно умственное — чтение, счёт, запоминание огромного количества незнакомых слов и понятий, изучение нескольких иностранных языков одновременно, сенсорно-моторные и речевые навыки. В последние 2-3 года появились методики раннего физического развития», — рассказывает психолог.
Если ребёнок здоров и развит физически, у него есть хорошая почва для гармоничного умственного и эмоционального развития.
«Если у ребёнка до 7 лет активно развивалось правое полушарие мозга, то для развития левого полушария создана хорошая база. Я считаю, что раннее развитие левополушарных навыков – счета, чтения, запоминания больших массивов информации — нарушает естественный ход развития ребёнка. Ведь именно эти навыки преимущественно будут развиваться в школе», — отмечает психолог.
- Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.
- Правое полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности, отвечает за развитие творческих способностей.
За наши творческие способности отвечает правое полушарие мозга. Фото из архива Оксаны Семеняка-Серой
«Раннее развитие — это подражание ребенка поведению взрослых. До семи лет очень важно гармоничное и правильное окружение, здоровый пример, любовь и уважение», — уверена Оксана Семеняка-Серая, руководитель студии «Розвиток», педагог раннего развития.
После трех уже поздно?
Книга Масару Ибука о раннем развитии «После трех уже поздно» — стала бестселлером. Но так ли прав знаменитый японец? Действительно ли после трех наступает та грань, когда мозг малыша перестает интенсивно развиваться и новые знания будут усваиваться хуже?
«Под развитием мозга мы подразумеваем создание нейронных связей. Действительно, 80 % из них образуются приблизительно к 8 годам (не к трем). Остальные 20 % образуются всю нашу взрослую жизнь», — рассказывает Татьяна.
Нейронная связь – это алгоритм, который записывается нашим мозгом и используется всю оставшуюся жизнь.
«Например, ребёнку грустно, он зовёт маму и она приходит, образуется нейронная связь: если тебе плохо, тебе помогут. Или малыш тянется к предмету, доползает до него и берет в руки — образуется нейронная связь, закрепляющая алгоритм движения к цели. В ситуации, когда ребёнок плачет, просит, а его игнорируют или наказывают, также образуется нейронная связь. С этим набором нейронных связей ребёнок и живет дальше, выстраивает свои представления о мире и отношения с людьми. Кстати, по последним исследованиям, некоторые неактуальные для нас нейронные связи исчезают», — объясняет психолог.
В первые годы жизни развивается 80 % нейронных связей мозга. Фото из архива Оксаны Семеняка-Серой
В своей книге Масару Ибука, основатель компании Sony и автор методики раннего развития, предложил систему, затрагивающую разные аспекты жизни ребенка, от распорядка дня до пробуждения интереса к искусству.
«Он сделал акцент не на навыках, а на воспитании чувств и нравственных качеств, и настаивал, что важно поощрять фантазию и поддерживать творческие начинания. Ибука считал, что для детей не существует «слишком сложных» вещей — если они что-то не готовы понять, они просто не обращают на это внимания», — резюмирует Татьяна.
Знание алфавита – не прямая дорога к чтению!
Стоит ли демонстрировать и заставлять малыша зубрить буквы и цифры? Готов ли к этому 1-2-х летний карапуз?
Учить буквы малышу до трех лет — бесполезно.
Участки коры его головного мозга, ответственные за работу с абстрактными символами — буквами, цифрами, математическими знаками, еще не сформированы. Некоторые малыши чисто механически могут запомнить все буквы алфавита, не понимая, как этим пользоваться.
Однако не стоит забывать – каждый ребенок – уникален.
«Если ребёнок в 3 года спрашивает название букв – отвечайте, именно Ваш ребёнок хочет это знать. Это особенность его развития. Например, у девочек левое часто полушарие развивается быстрее, чем у мальчиков, поэтому некоторые мамы 4-х летних девочек рассказывают об исключительных способностях дочерей. При этом мамы мальчиков чувствуют себя ущербными, начинают срочно догонять. На самом деле, они нарушают нормальное развитие ребёнка и создают комплексы у него, да и у себя», — предостерегает психолог.
Детки готовятся ко Дню святого Валентина. Фото из архива Оксаны Семеняка-Серой
«У детей трех лет предметно-образный способ мышления, любая буква — это просто знак, просто предмет. А у детей 1-2 лет предметно-манипулятивный способ мышления, они познают мир на ощупь. Прикоснувшись к напечатанной букве, ребенок не поймет ее назначения. Вариант — объемные буквы, которые дадут хотя бы понимание формы. Но одновременно с этим знаю детей, которые читают склады, элементарные слова уже в 2,5 — 3 года. Но есть и много детей, которые прекрасно называют каждую букву, а не могут совместить их в слоги, или не могут совместить слоги в слова даже в 5-6 лет, хотя в таком возрасте способ мышления уже абстрактный! Поэтому однозначного ответа на этот вопрос нет. У каждого ребенка это происходит индивидуально» — отвечает Юлия Рудницкая, учитель-методист английского языка, «Первая детская академия, проспект Победы 121а».
Лучший способ развивать речь у детей — разговаривать с ребенком.
«Разговаривать нужно нормальным, привычным для себя естественным голосом, не нужно включать режим «мимишного» голоса, это отнюдь не даст положительного результата. Нужно ребенку показывать и рассказывать, объяснять все, что интересует ребенка с самого раннего возраста», — рекомендует Юлия.
Развиваем ребенка правильно!
Для гармоничного развития ребенка специалисты рекомендуют заниматься творчеством, читать с ним сказки, играть в ролевые и сюжетные игры. Ребёнок будет успешен в кругу сверстников, если научится играть и организовывать игру.
«Важно не опекать ребёнка, давать ему попробовать сделать то, что он хочет и может, помогать только тогда, когда он в этом реально нуждается», — советует психолог.
Полезно давать малышу игрушки, функционал которых можно додумать. Лучшая игрушка для ребёнка – коробка!
А вот полагаться на «умные» говорящие игрушки, смартфоны и телевизор – неправильно.
«Такие игрушки – неживые, не могут передать ни естественного звучания, ни тепла, которое может дать наблюдение за настоящим животным», — считает Оксана.
Платон любит листать страницы и слушать сказки
Как проходят занятия
Я выбрала для Платона занятия в студии для детей «Розвиток». Пока мы посетили три занятия.
«Каждый урок — это маленькая история, которая начинается с общего круга, объединения и приветствия. Затем следуют пальчиковые игры с песенками и потешками, где развивается мелкая моторика. Обязательны элементы физических упражнений, танцев, развитие чувства ритма. Дети очень любят преодолевать разные препятствия, с использованием пенечков, подушек, каната, скамеек, тоннелей, развивая крупную моторику», — рассказывает Оксана, которая и проводила наше первое занятие.
Важная часть занятия – творчество. Дети разыгрывают сказки, знакомятся с музыкальными инструментами, народными играми и забавами.
«Мы творим красками, крупами, тестом, песком, пластилином. Завершает занятие общий круг с прощанием и благодарностью друг другу», — рассказывает Оксана.
«Наши занятия проводятся по авторской программе с использованием Вальдорфской педагогики, народных игр, песен и забав, М. Монтессори, Г. Домана, Е. Железновой. Авторский курс составляет элементы методик, позволяя не углубляться в один аспект развития ребенка, а всесторонне развивать», — добавляет педагог.
Как понять, что вы выбрали правильное место для ребёнка:
- Сотрудники должны быть доброжелательными и профессиональными.
- В центре развития должно быть чисто и безопасно,
- Занятия должны проводиться с учётом возрастных особенностей ребёнка и в игровой форме. До 3 лет — со взрослым, обязательно участвующим в происходящем, после 3 – с возможностью наблюдения.
- И главное – ребёнку должно нравиться, без вариантов!
Платон играет с крупой, развивая мелкую моторику
Монтессори или Доман? Самые популярные методики раннего развития
Методика Марии Монтессори
«Создана для умственно отсталых детей, направлена на развитие у них элементарных сенсорных умений и навыков самообслуживания – застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, манипуляции с замками и задвижками, завязывание и развязывание шнурков, сортировка, переливание, мытьё посуды и пола. При этом все эти действия ребёнок осваивает один, без совместных игр с другими детьми», — рассказывает Татьяна.
Методика Монтессори интересна и полезна для детей до 1,5-2 лет, поскольку в этот период их мышление предметно-манипулятивное или наглядно-действенное, а ребёнок ещё не особо нуждается в компании сверстников.
«Дальше мышление развивается, становится наглядно-образным, образным, абстрактным, ребёнок активно включается в социум и методика Монтессори тормозит развитие», — предупреждает психолог.
Методика Глена Домана
Всем знакомые карточки вроде «Вундеркинд с пеленок!».
Методика включает несколько приёмов, самый известный из них – демонстрация ребёнку карточек формата А4 с цветными изображениями различных предметов и явлений и названиями красным печатным шрифтом. Карточки демонстрируются с высокой скоростью и произнесением вслух названия. Цель — запоминание ребёнком большого количества названий и понятий.
«Эта методика больше задействует левое полушарие ребёнка, к тому же нагружает его мозг большим количеством неизвестных для него названий и понятий, которые не всегда встречаются ему в реальной жизни», — отмечает Татьяна.
Если ребенок не хочет заниматься?
Мне занятие очень понравилось! А вот Платон предпочитал не работать в команде, а открывать-закрывать двери, сидеть у меня на руках. Единственное, что произвело на него впечатление – это игра с перебиранием крупы – мы часто так играем и дома. Ну а когда он обнаружил пианино – то урок был сорван!
При этом отмечу, нам с Платоном было комфортно, так как педагог не акцентировала на нас внимание и мягко пыталась включить малыша в игру) И я очень надеюсь, что скоро он втянется в веселые и полезные игры. Если нет – сделаю паузу и попробую снова спустя некоторое время.
Что же делать, если ребенок не воспринимает занятия, не желает заниматься?
«Ребёнок готов делать все в игре. Обыгрывать любое действие, задание, обучение, наставление. А ещё он воспринимает тёплое, доброжелательное отношение к себе. Если ребёнку где-то не комфортно – убегайте вместе с ним, там не умеют работать с детьми», — рекомендует психолог.
Лучшая форма обучения — это игра!
«Если ребенок начинает плакать и рвется к выходу из класса, а попытки заинтересовать его терпят фиаско, нужно выйти из класса. Можно походить с ребенком по учебному заведению, дождаться полного успокоения и попробовать вернуться снова через 10 минут. Если ребенок будет так себя вести снова, советую прийти еще один-два раза с интервалом в несколько дней. Если и на третий раз ребенок будет вести себя так же, стоит подождать несколько месяцев, полгода», — рекомендует Юлия.
«Есть другой вариант поведения: ребенок не плачет, не убегает из класса, а просто занимается своим — ползает, бегает, забирается под стол, проверяет стулья (это наш случай с Платоном — прим. RealMama). Но это не говорит о том, что ребенок не слышит! Занимаясь своим, ребенок все слышит и даже запоминает, дайте ребенку время адаптироваться. Через месяц он присоединится ко всем активностям, которые предлагает педагог. Но педагог должен стараться привлечь внимание ребенка и родители тоже должны работать над этим!», — отмечает учитель.
Подводя итоги
«Часто походы в кружки и центры раннего развития просто необходимы… маме. Это возможность выйти из дома, пообщаться с другими мамами, научиться новым формам взаимодействия с ребёнком. Главное – не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, не гоняться за достижениями и встроить походы за развитием в вашу жизнь органично, без спешки и сверхнапряжения», — рекомендует Татьяна.
Мне нравится подход студии, куда я вожу Платона. Если он не адаптируется, я отложу занятия на пару месяцев, а пока позанимаюсь с ним дома и на площадке. В общем, раннее развитие должно приносить радость и малышу, и его родителям!
«В этот период, как и до семи лет, важны поступки взрослых в окружении ребенка, пронизанные добротой, красотой и истинами», — подводит итог Оксана.
В следующей статье я расскажу о раннем развитии речи и изучении иностранного языка. Вы узнаете, почему неэффективно учить слова списками, чем вреден перевод и как проходят занятия по английскому для самых маленьких.
Читайте также:
Плавать раньше чем ходить. Грудничковое плавание
Грудничковый массаж. Что нужно знать о массаже для самых маленьких
Мультики: мнение офтальмолога, психолога и мамы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нормы развития.
Психолог акцентирует внимание — ребенок никому ничего не должен! 🙂 Всегда имейте ввиду некоторые отклонения. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к его лечащему врачу.
Возраст | Физические и двигательные навыки | Сенсорное и когнитивное развитие | Рекомендации психолога |
12 месяцев |
|
|
Вы можете помочь 12 -месячному ребенку развивать навыки через игру:
|
18 месяцев |
|
|
|
2 года | Ребенок в 2 года может:
|
|
|
3 года |
|
В возрасте 3 лет почти все речи ребенка должны быть понятны. Истерика является общей в этом возрасте. Детей, у которых истерика, регулярно длящаяся более 15 минут или чаще трех раз в день, необходимо показать врачу. |
обеспечьте безопасные условия игры и постоянный контроль
обеспечьте необходимое пространство для физической активности ребенка помогите ребенку участвовать в спортивных мероприятиях и узнать их правила делайте мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров посещайте местные объекты, представляющие интерес поощряйте ребенка, чтобы он помогал родителям с небольшими домашними делами — накрыть на стол или собрать игрушки поощряйте играть с другими детьми, чтобы помочь развивать социальные навыки поощряйте творческие игры читайте вместе поощряйте ребенка узнавать новое, отвечая на вопросы обеспечивайте мероприятия, связанные с конкретными интересами ребенка поощряйте ребенка использовать слова для выражения своих чувств. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Литература по раннему развитию детей — рекомендации психолога.
1. Мэрилин Сигал «Ребенок играет от рождения до года».
Одна из лучших книг по раннему развитию младенцев от 0 до 1 года. Это замечательное пособие для родителей на каждый месяц жизни крохи. Развитие происходит одновременно с уходом за малышом и представляет собой набор простых действий, которые доступны абсолютно любому родителю. Подход Сигал замечательным образом создает и наполняет самое важное условие гармоничного развития ребенка от 0 до 1 года – эмоционально-непосредственное общение с близкими.
2. Борис Никитин «Мы и наши дети», «Развивающие игры».
Замечательные педагоги, родители семерых детей, Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины с их книгами не устаревают до сих пор. Здесь можно почерпнуть уроки родительской мудорости, перенять находки в воспитании, определить принципы детского развития, и, что немаловажно, найти конкретные методические приемы, занятия и игры. Рекомендую воспользоваться возможностью поучиться у талантливого педагога и любящего мудрого отца.
3. Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».
Более простой, адаптированный к семейной жизни, вариант методики Домана получился у его последовательницы Сесиль Лупан. Она опробовала методику Домана на своих детях, добавила в нее личное материнское творчество и описала свой опыт.
4. Дональд Винникот «Маленькие дети и их матери» и «Разговор с родителями».
Доступно отражает важность психологической привязанности детей и родителей и позволяющие избежать проблем в общении.
5. Ирина Млодик «Книга для неидеальных родителей».
Посвящена описанию возрастных особенностей детей и влияющих на их чувства и желания факторов.
6. Джона Грэй «Дети с небес».
7. Елена Николаева «111 баек детских психологов».