Развиваем речь ребенка. Советы от логопеда и психолога

Совсем скоро Платон отпразднует свой второй день рождения. Он – живой, ласковый и любознательный малыш. Но пока так и не порадовал нас осознанной речью. «Ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба» и свой, детский тарабарский язык – так происходят наши диалоги. И я обратилась с вопросами к специалистам – детскому психологу и логопеду.

Нормы речевого развития от гуления и до полноценных предложений

«Каждый ребёнок развивается в своём темпе. Все нормы развития относительны. Но есть определённые границы, на которые можно ориентироваться», — рассказывает Татьяна Степанова, семейный, перинатальный, детский психолог.

  1. В 2 месяца ребёнок начинает произносить звуки, согласные (г-г).
  2. В 4 месяца — согласные с гласными, гулит (гу-га).
  3. К 6-7 — лепечет, произносит повторяющиеся слоги (ба-ба-ба).
  4. К 8-9-10 месяцам могут появится простые слова (ма-ма, па-па), которые относятся к конкретному человеку или предмету. Но может остаться просто набор звуков, а первые слова появляются ближе к году.

«Каждый ребенок произносит первые слова в разном возрасте», — солидарна Ирина Иноземцева,
логопед-дефектолог, дошкольный педагог, автор логопедического курса для развития речи с рождения.

По словам специалистов, в год ребенок должен произносить от 5 до 20-ти слов. Слова вроде «ав-ав», оригинальные названия предметов тоже считаются.

Что касается пассивного словарного запаса, по мнению психолога годовалый ребенок понимает около 20-ти слов. Эта цифра зависит от стиля общения взрослых – чем богаче их речь, тем больше пассивный словарный запас малыша. По мнению логопеда, пассивный запас должен составлять больше 30-50-ти слов, до 100.

  • В 1,5 года ребенок говорит 50-100 слов.
  • В 2 – более 200. Ребёнок начинает говорить простыми предложениями: собака лает, мама идёт.
  • В 3 – 1000-1500 слов. Речь должна быть сформированной, без нарушения звукопроизношения, предложения становятся более сложными.

На сегодняшний день молчуны – довольно распространенное явление. Мой сын в 2 года еще не говорит. То же – у сына подруги. Остальные дети друзей, хотя и говорят, но не дотягивают до норм выше.

Платону совсем скоро 2 и он еще не разговаривает. Зато все время говорит на своем языке и знает много слогов.

Однако сидеть, сложа руки, и ждать, пока ребенок сразу начнет говорить фразами в 3 года, «как сын знакомой», не стоит.

«Многие родители ждут, что всё «наладится само». Говорить детки потом начинают, но последствия могут быть не очень хорошими. Например, отставание в школе, неумение писать под диктовку, сложности с пересказом и так далее. Это происходит потому, что малыш вовремя не освоил звуки речи и не умеет их различать», — предостерегает логопед.

Причины задержки речевого развития

 Причин задержки речевого развития может быть множество — начиная от неблагополучной беременности и генетики, заканчивая тем, как общаются с ребенком дома. Возможны проблемы со слухом, состоянием нервной системы. Либо же, если ребенок здоров, родителям нужно активнее стимулировать его речь.

Часто бывает так, что в одной семье при равных условиях развития дети начинают говорить в разные сроки.

Выявить истинную причину молчания помогут специалисты – психолог, невролог, лор, логопед. Ниже я расскажу, в каких случаях необходимо показать малыша врачу.

А пока рассмотрим некоторые неочевидные, на первый взгляд, причины.

Гаджеты, мультфильмы и телевизор

«Гаджеты сейчас повсюду, без них никуда, наши малыши лучше нас разбираются в функционале телефонов и планшетов. Но во всем важна мера. Гаджеты тормозят работу мозга, развитие мышления. Дети 0-3 лет развиваются в активном взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Их мышление предметно-манипулятивное, затем наглядно-действенное, к 3 годам – наглядно-образное. Манипуляции в планшете минимальные, но есть. Однако частота мелькания кадров, трудная для восприятия малыша и усталость глаз перечёркивает этот плюс. Мультяшные герои говорят, пополняя словарный запас ребёнка, но минусы – частота кадров и пассивное поведение малыша, а значит — торможение развития мозга и мышления», — предостерегает Татьяна.

Психолога поддерживает и логопед, которая не советует показывать мультфильмы малышам до 3-х лет.

«Понимаю, что сейчас это удобно — посадить ребенка перед мультиками и идти готовить. Но в тот момент тормозится у ребенка всё: речевое развитие, умственное… Зачем вредить малышу? Если можно его взять с собой на кухню и предложить покопаться в крупе. Пусть будет бардак, зато ребенок развил мелкую моторику и побыл с мамой. При просмотре мультиков нет обратного диалога, ребёнок перестает нуждаться в речи. К слову, даже телевизор фоном тоже негативно влияет. Мы вообще не включаем телевизор, никогда! Дочке 2 года», — рассказывает Ирина.

«Мама, дай телефон!».

Я согласна со специалистами, телевизора у нас нет, но мультики иногда ставлю, когда очень нужно немного времени либо в машине, чтобы избежать истерики (обычно это относится к дальним поездкам).

Читайте: Мультики для грудничка: мнение офтальмолога, психолога и мамы

Вред сюсюкания

 Карапузы такие милые, что невозможно остаться равнодушным! Но сюсюкать от умиления и коверкать слова – недопустимо!

«С ребенком нужно говорить правильными словами, без искажения. Ведь он будет слышать Вашу речь и так же повторять. Поэтому не допускаем ошибок и говорим правильно», — рекомендует логопед.

Позже заговаривают дети и в билингвальных или мультилингвальных семьях.

«Дети в таких семьях усваивают несколько языков одновременно, поэтому сначала говорят на смеси языков. И да, могут заговорить позже. Позже говорят и близнецы, поскольку общаются между собой на своём языке и позднее начинают нуждаться в других собеседниках», — рассказывает Татьяна.

«Ребенок может запутаться и вообще молчать, так как нет определенности. Ведь каждый малыш привык делать все по режиму: сон — еда — прогулка — сон. А тут нет стабильности. Для начала нужно родителям выбрать язык для ребенка, научить этому языку, а потом вводить новый. Мое мнение, до 3-х лет сначала нужно научиться говорить на одном языке, а потом можно и другой подключать», — считает логопед.

Однако не все придерживаются данного мнения. Читайте статью о раннем изучении английского языка с комментариями педагога.

Развиваем речь дома

Родители могут развивать речь ребенка с самого рождения. С ребенком нужно постоянно говорить, петь, читать, рассказывать стихи и сказки, делать специальные упражнения. Речь взрослого должна стремиться к образцовой.

Важно и физическое развитие ребенка. Чем лучше физически развит малыш, тем органичнее развивается и его интеллект.

Играйте в пальчиковые игры.

«На наших пальцах есть точки, которые отвечают за работу головного мозга и речевых центров. Ребенок хватает пальчиками предмет — прекрасно! Неспроста же сейчас везде предлагают развивать мелкую и общую моторику. Но это лишь одна из составляющих. Чтобы развить речь, нужен комплексный подход», — рассказывает логопед.

 Пальчиковые игры и мелкая моторика помогут малышу развиваться и заговорить.

Играйте с ребенком мимикой.

Ведь движения лицевой мускулатуры очень важны в
в становлении речи. Предложите малышу повторять за вами: нахмурить бровки и поднять, надуть щеки/втянуть, зажмурить глазки, сморщить носик

Играйте с языком.

Предложите ребенку: показать длинный язык, цокать, как лошадка, сделать движения языком вправо-влево, вверх-вниз, облизать губы.

Играйте в рифму.

Придумайте рифмы к различным словам. Используйте их в зависимости от ситуации. Например, «ок-ок-ок, надеваем мы носок», «су-су-су, маме сумку я несу».

Делайте массаж.

Массируйте пальцы ног/рук, лицо, шею, уши. Существует и специальный логопедический массаж языка – но сначала стоит проконсультироваться с логопедом.

Читайте: Грудничковый массаж. Что нужно знать о массаже для самых маленьких.

С ребёнком очень важно играть, используя игрушки, куклы, кубики, пирамидки, книги.

«Важно не просто показать функционал игрушки, а потом: «Играй сам! Меня ждёт телефон (работа, компьютер, подруга-друг)», а играть длительное время в разные игры. Минимум игрушек одновременно, но разнообразие их в разное время. Желательно не жужжащих, говорящих, механических, с которыми нельзя больше ничего придумать. Игрушки должны будить фантазию, иметь много функций, сочетаться между собой в игре. Это не только конструктор, или кубики, это грузовик и наборы овощей, фруктов, которые он возит, это кубики и фигурки людей, это животные и ферма», — рекомендует Татьяна.

Важно расспрашивать ребёнка, терпеливо, заинтересованно и доброжелательно слушать. Не перебивать, не исправлять, не переспрашивать, не называть правильно слова вместо детских.

«Удивляйтесь, поддакивайте, делайте вид, что понимаете. Если уверены, что поняли, попробуйте после рассказа перифразировать «правильными» словами: «Как здорово, что ты встретил сегодня кошку с котятами, давай ее покормим завтра!». Все это стимулирует малыша к общению. В его восприятии он говорит правильно, потому что у него есть пассивный словарный запас, а перейдёт ли он в активный, зависит от качества общения. И читайте малышу то, что ему нравится, даже если он просит читать одну и ту же сказку», — рассказывает психолог.

Помочь может и легкое «непонимание».

Например, когда Платон говорит «э!» вместо «дай!», я стараюсь понять его не сразу, переспрашиваю. Важно делать это доброжелательно, не дразнить малыша и знать меру.

В игре «я тебя не понимаю» важно знать меру. Притворитесь непонятливыми, но не будьте раздражительными.

«Если ребенок в 4 года не произносит звуки «с», «ш», «щ», «л», например, и говорит слова искаженно, то говорить ему «я не понимаю», нет смысла. Нужно помочь ребенку правильно произносить звуки. А если малыш в два года лишь мычит, то прием «я тебя не понимаю» здесь уместен», — уточняет логопед.

Занятие с логопедом

Если занятия дома не приносят желаемый эффект, стоит позаниматься с логопедом.

У каждого специалиста своя методика.

«Но точно в таком возрасте не усаживают за большой стол и не просят заниматься. Идет игра. На моих занятиях мы играем с различными предметами, тем самым воздействуем на слуховое, фонематическое восприятие и речь. Мамы всегда присутствуют на занятиях», — рассказывает Ирина.

 

«Никогда не нужно идти против ребенка. Если он не хочет играть в одну игру, то непременно нахожу замену и педагогический процесс идет», — отмечает логопед.

Когда необходима помощь специалиста?

 

                                   Возраст ребенка

   0-1 год   1+ год   с 1,5 лет   с 2-х лет   с 3-х лет

Должно насторожить:

Отсутствие лепета. — отсутствие осознанных слов;- отсутствие зрительного контакта, указательного жеста;

— слабые пальцы рук;

 

— ребенок не идет на контакт;

 

— не повторяет движения взрослых;

— не выполняет просьбы.

 

Вместо речи лишь мычание или непонятные слоги.

Неумение общаться со взрослыми короткими фразами. — перестановка звуков/слогов в слове (собака — басака, помидор — мапидор);- замена звуков/слогов (рамка — ламка, кабачок — табачок, компот — канпот);

— пропуск звуков/слогов в словах (машина — ашина, банка — бака, снеговик — еговик);

— неумение согласовывать слова друг с другом (белый кошка, два ноги, много ухов);

— сложности в построении предложений (Я сел диванчик. Мама купит много конфетку. Я иду дороге.);

— неумение запомнить рассказ и пересказать;

— сложности с запоминанием стихов;

— проблемы в мелкой моторике;

— неумение запомнить ряд картинок, найти отличия, закономерности, пройти лабиринт и т. д.;

— незнание лексических тем (обобщающие понятия: посуда, овощи, фрукты и т.д.);

— маленький словарный запас.

 

«Мой опыт работы с детьми подсказывает, что ребёнок заговорит, как только ему немного помочь. Иногда родителям стоит немного изменить стиль общения с ребёнком, иногда ребёнку просто показан детский сад. Для спокойствия родителей и уверенности в здоровье ребёнка можно проверить слух ребёнка и проконсультироваться у невролога. В случае нарушения слуха или задержки речевого развития ребёнку потребуется помощь специалистов для коррекции и развития — лор, сурдопедагог, логопед, психолог, дефектолог», — подводит итог Татьяна.

И самое главное: доброжелательная, принимающая и поддерживающая среда оптимальна для ребёнка, в том числе и для его речевого развития.

Ответы логопеда на вопросы читателей Realmama.com.ua:

Мальчику — 2 года и 10 месяцев. Всё понимает, а говорит очень мало — отдельные слова «мама», «папа», «ик» (грузовик), звуки машины, сигнализации, называет животных своеобразными звуками. Фраза «Папа брум» — значит папина машина или «папа приехал\поехал. И всё. Стоит ли бить тревогу? К какому специалисту обращаться?

В данном случае речь у малыша уже есть, это хорошо. Но речевое развитие идет не по норме. Поэтому стоит обратиться за помощью к неврологу и логопеду. В то же время нужно самостоятельно заниматься развитием речи. Вам подойдут игры с язычком, пальчиковая гимнастика, чтение книг, слушание детских песен, логоритмика. Так же стоит исключить включенный телевизор, просмотр мультфильмов. Больше общайтесь и всесторонне развивайте своего ребенка.

Моему старшему сыну — 3,10. Говорит все, но буквы л,р,ш,с, — плохо говорит! Пройдёт ли это, или нужна работа логопеда?

На данном этапе рекомендую заниматься артикуляционной гимнастикой и развитием фонематического восприятия. Возможно, это поможет. Но так же неплохо будет, если вы сходите на консультацию к логопеду. Он сможет вам точно сказать причину нарушения данных звуков и подберет для вас правильные игры и упражнения.

Фотограф: Владимир Уманец

Читайте также:

Раннее развитие. Как гармонично развивать ребенка, не навредив!

«Cопливый возраст»: педиатр и иммунолог развенчивают мифы про садик, закаливание и иммунизацию

Детские истерики. Лайфхаки от психолога, невролога и многодетной мамы пятерняшек